Дни памяти новомучеников Бузулукской епархии

22 Октябрь 2012

21 октября 1937 года на Бутовском полигоне под Москвой был расстрелян архимандрит Серафим (Щелоков), который родился в Бузулуке в 1877 году.

22 октября 1918 года из Спасо-Вознесенского собора г. Бугуруслана красноармейцы вывели его настоятеля – протоиерея Константина Сухова, который за Божественной литургией поминал расстрелянного императора Николая II и членов его семьи. Священнослужителя, несмотря на протесты прихожан, отвели на берег реки Большой Кинель и расстреляли. Могилы обоих новомучеников, всей своей жизнью свидетельствовавших о Христе и не отказавшихся от веры, так и остались безвестными, но вот память о них хранится до сих пор. Преподобномученика Серафима (Щелокова) канонизировали по представлению Московской епархии, так как насельник закрытых к 1937 году Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря, Казанской Седмиезерной Богородицкой пустыни, Московского Свято-Данилового монастыря был перед арестом настоятелем Успенского собора в Кашире (Подмосковье). Священномученика Константина Бугурусланского канонизировали по представлению Самарской епархии, так как в 1918 году Бугуруслан относился к Самарской губернии.


21 октября 2012 года в Бугуруслане по инициативе настоятеля Успенского храма иерея Михаила Савочкина был организован фестиваль духовной музыки «Светоч», посвященный новомученику Константину Сухову.

В фестивале приняли участие церковные и светские творческие коллективы, а также исполнители из Бугуруслана, Северного и Бугульмы. Концерт, состоявшийся в ДК «Юбилейный», вели артисты Бугурусланского муниципального театра. К многочисленным участникам и зрителям фестиваля обратился Преосвященный Алексий, епископ Бузулукский и Сорочинский, который совершал в эти дни поездку по северной части епархии.
Мероприятия, посвященные новомученикам, прошли во многих храмах епархии. В Бузулуке их поминали молитвенно и во время проповедей священнослужителей, обращенных к прихожанам. Владыка Алексий совершал молебны после литургий в Успенском храме и строящемся соборе г. Бугуруслана. По словам иерея Михаила Савочкина, мы приняли Христову веру, как бы из рук наших святых, и это помогает нам видеть свет Божественной истины, несмотря на все соблазны и страсти современного мира. После завершения фестиваля состоялся фейерверк.
Пресс-служба Бузулукской епархии.

 

 

 

 

 

 

Поздней осенью 1918 года в рощице недалеко от Спасо-Воздвиженского собора г. Бугуруслана красноармейцы расстреляли 51-летнего священника Константина Сухова. Его взяли во время Божественной литургии, когда у Престола в алтаре отец Константин Сухов во всеуслышание поминал недавно расстрелянных членов Царской Семьи и Православное воинство. Верующие, которых было много во время службы, просили отпустить батюшку, но их просьбы не возымели действия. Тело расстрелянного "именем революции" (то есть, по сути, без суда и следствия) отца Константина Сухова положили на телегу. Голова при этом свешивалась вниз, и волосы, белые от изморози, волочились по земле. Эта деталь впечатляла особенно: батюшка, которого помнили обычно общительным, жизнерадостным, как бы враз поседел, и вызывал щемящее чувство горечи у всех, оплакивающих его мученическую кончину.

Был он пятым ребенком в многодетной семье сельского священника Иоанна Сухова. Отец овдовел после рождения шестого ребенка и растил детей один. Трое его сыновей - Стефан, Константин и Александр - стали священниками. Как и отец, Константин окончил Симбирскую Духовную семинарию, по окончании которой служил псаломщиком, а после женитьбы на девице Софье Васильевне в 21 год получил сначала диаконский сан, а через две недели - священнический. В 1890 году он перевелся из Симбирской епархии в Самарскую и был определен в село Старо-Дворянку, где прослужил почти шесть лет, пока Преосвященный Гурий не перевел его в село Большую Царевщину неподалеку от Самары. Через три года отец Константин на несколько месяцев был перемещен в другое село, но по просьбе верующих Владыка возвратил его на царевщинский приход.
В 1903 году отец Константин получил назначение в Спасо-Воздвиженский собор города Бугуруслана. Где бы он ни служил, священник везде состоял заведующим и законоучителем в церковно-приходских школах. Был членом правления Бугурусланского Духовного училища. С 1910 года являлся депутатом от духовенства в Бугурусланской Думе. Был он очень добрым человеком. Многим детям из бедных семей помогал материально, чтобы они могли получить образование.
В докладе Митрополита Иувеналия на Юбилейном (2000 года) Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви сказано о том, что подобно мученикам первых веков Христианства, россияне, погибшие от представителей безбожных властей в 1918-1921 годах, то есть до начала обновленчества, могут быть канонизированы уже по самому факту пролития крови за веру. Факт мученической смерти священника Константина Сухова подтвержден архивными материалами, сохранившимися в архивах ФСБ, и Высокопреосвященнейший Сергий, Архиепископ Самарский и Сызранский, счел необходимым обратиться в Синодальную Комиссию по канонизации святых с просьбой рассмотреть вопрос о причислении к сонму Новомучеников и Исповедников Российских священномученика Константина, бывшего клириком Самарской епархии. И вот на последнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о причислении к лику святых священномученика Константина Сухова.


назад к списку новостей