Табынская икона Божией матери в Похвистнево

10 Ноябрь 2012

По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла казаки Оренбургского казачьего войска восстановили самый крупный в истории России и мира Крестный ход с Табынской иконой Пресвятой Богородицы. До 1919 года данное шествие проходило по губерниям Урала, Сибири и Поволжья. Матерь Божия объединяла всех незнакомых прежде людей и в этом была сила Её любви.
С 2010 года Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери, который начинается и заканчивается в селе Табынском в Башкортостане – месте явления чудотворной иконы, возобновился и проходит по территории России и зарубежья. По пророчеству отцов, с явлением этой иконы в России произойдут благие события. Оригинал иконы пропал, но существует много списков и все они чудотворные. В крестном ходе в сопровождении конвоя участвует полноразменый список Табынской иконы Пресвятой Богородицы.

 

В августе 1879 года по территории  Бугурусланского уезда прошел крестный ход по селам и деревням с иконой Матери Божией "В скорбех и печалях утешение" с частичкой древа Животворного креста господня.

Икона была привезена в Россию с Афонского русского Свято-Андреевского Общепитательного скита в 1863 году. Носили икону по домам с молебном и водосвятием. Как писал священник Фроловский: " Сия святыня встречалась и провожалась в Бугурусланском уезде с пламенным усердием как прихожан, так и духовенства. Сбор денег и натуры в пользу Скита было обильным".
 ============================================================================
Табынская икона Божией Матери – главная святыня верующих людей Южного Урала и Оренбуржья. Мы представляем историю нашей чудотворной иконы, где постарались собрать воедино известные свидетельства о ней. Исследование продолжалось в течение последних 10 лет, и было предпринятого по благословению духовных отцов схиархимандрита Серафима (Томина) и архимандрита Пантелеимона.

Данная брошюра может стать пособием по изучению в школах истории Табынской иконы и всего Табынского края.

Издательские права принадлежат:

© прот.В.Сергеев. 2004

 
Рис. 1: Восстановленный образ чудотворной
Табынской иконы Божией Матери с украшениями.
Но если приглядеться вдаль внимательно,
сверкнет во мгле мерцающий ледник —
Табынская икона Божьей Матери,
то светит Твой неугасимый лик.
(Диана Кан. 2000г.)
Предисловие
Табынская икона Божией Матери самая загадочная икона в России. По многим местам Руси можно натолкнуться на смутные воспоминания о ней, а порой легендарные сказания. Бывает, что какойнибудь старый и древний старик иной раз скажет: «Да, было такое дело, есть такая икона, такая же, как Казанская, очень старинная с темным Ликом. Иконе той поклонялись казаки потому, и называется она Табынскою. А Лик иногда все же открывается, но только избранным Богородицею людям».
Вот, к примеру, легенда, имевшая хождение в Китае: «Согласно старинному преданию Табынская Чудотворная икона явилась во сне старцу-монаху, путешествовавшему по Семиречью (Восток Казахстана), в ночь, когда он ночевал в стогу сена близ станицы Табынской, это произошло 150 лет назад. О видении монах – провидец рассказал своему другу монаху – иконописцу. И тем же летом, икона была написана и помещена в церкви той же станицы Табынской»1.
Еще больше легенд о том, где теперь находится Табынская икона. И в сокровищницах Папы Римского, и в сейфах Зарубежной церкви, в музеях Харбина и Москвы или в частных коллекциях австралийцев. Говорили, что когда икона появлялась на выставках в Москве, народ валом валил именно к ней – Чудотворной Святыне с загадочным названием «Табынская». Об этой иконе было несколько передач ЦТ в 80-х годах…
Долгое время не было никакого описания, посвященного Табынской иконе. И вот начало житийному исследованию иконы было положено по воле Самой Царицы Небесной.
Тогда, в середине 19 века, с 1848 по 56 год свирепствовала холера в Оренбурге.2 Губернский город в течение 5 лет буквально вымирал от нее. Во всех церквях усердно молились ко Господу и к Самой Богородице. Но оказалось, что спасение можно обрести только через Табынскую икону. Выяснилось это не сразу. Сначала, несмотря на такое
1 Газета «Похвало Табынская» №1, 2001 г.
2 см. ниже на стр.42.
горе, на Табынскую икону мало обращали внимания. Хотя еще с 30-х годов Табынская икона имела хождение по Оренбургской губернии.3 Но только в шестой год смертоносной поры, в 1854 году, жители Оренбурга «просили о временном приносе чудотворной иконы из села Табынского»4. Просили неуверенно и скромно: «О временном», поскольку и не очень уж надеялись на помощь Ее. Решили лишь испытать. Но сразу увидели, что «болезнь стала стихать». Но лишь когда все иокончательно признали чудесную помощь именно от Табынской иконы, на восьмой год (в 1856 году) холера прекратилась.
Весь народ тогда познал что, Сам Господь благоволит принять наши молитвы именно через Табынскую икону. Ведь страждущие христиане не язычники, и будучи православными, во всех бедах своих прибегали к нашей же Православной Церкви. Просили и священников, и монахов, и архиереев. Прибегали к известным Российским святыням. Но, как свидетельствует «Сказание» (см. стр.14):
Рис. 2. Преосвященный Антоний
(Шокотов) Уфимский и Оренбургский
1853-58 гг.
«Господь будто не внимал молениям». Ибо люди явным образом пренебрегли своей древней святыней. Господь указует путь к спасению нам и сейчас. Неужели и дальше мы не внемлем, опять отходя от пути... Табынскую икону даже можно назвать сверх-чудотворной. И хотя это не совсем канонично, поскольку само понятие чудотворности уже является сверхпонятием ибо, что может быть сверхъестественнее чуда? Однако здесь вкладывается смысл, что чудотворность Табынской иконы из ряда выходящая. Свидетельства очевидцев говорят, что чудеса случались на каждом шагу. Они были как бы обыкновенными. Да и сама история Православной веры в Табынском крае свидетельствует о бесчисленных чудесах Божией Матери. И вот тогда в 1855 году, как повествует
3 Полное собрание сочинений В.И. Даля. Изд. Вольфа 1897 год. Т8, с 289.
4 История Табынской иконы Божией Матери. Свящ. Н.Модестов. Оренбург 1914 год.
«Сказание»: «…Преосвященнейший Антоний поручил произвести законное расследование о древности и досточтимости святой иконы». Это расследование производит настоятель Табынской церкви, протоиерей Иоанн Гуменский5 выявив: «…в Табынском селе и Богоявленском заводе, где с клятвою утверждали вышеописанное, по преданию явление и незапамятное почитание святой иконы Богоматери. Предание имеет, по крайней мере, сто сорокалетнею давность (около 300 лет назад, ), т.е. что дети получили от отец, то сии – от своих отцов и так далее, у которых родители были уроженцами села Табынска и даже той деревни монастырской, которая существовала еще до населения крепости Табынской».6
Лишь через 15 лет, около 1870 года о.Гуменский составил все свои исследования в одно из первых «Сказаний», которое в последствии много раз переиздавалось (последнее издание было в 1914 году), и дополнялось по летописи Табынского прихода.
Табынской иконе посвятил свой труд известный историк Оренбуржья, священник Николай Модестов, пораженный таким великим народным почитанием святыни, им написан в 1914 году особый археологический очерк: «Табынская икона Божией Матери».
Наше исследование было предпринято по благословению схиархимандрита Серафима (Томина), который изначально воздвигнул нас с отеческой любовью на продолжение. Еще 1994 году, будучи настоятелем можно сказать лишь Табынской горы, поскольку храма на ней пока не было, я вдруг получил неожиданную поддержку от всем известного в наших краях афонского старца7 из Оренбургской епархии. И хотя даже не помышлял о исторических исследованиях по Табынской иконе, тем не менее о.Серафим настоял на том, чтобы я был у него в Оренбурге. И тогда услышал следующее: «Много я слышал устных рассказов, из преданий от Великих подвижников нашего края Уфимского и Оренбургского. Все старцы. От: Схимонахини Зосимии Енадского монастыря, она скончалась в 1936 году 115 лет от роду. От ея могилы люди получают исцеления. Иеромонаха Феофана Стерлитамакского он помер в 1948 году. Иеросхимонаха Адама Уфимского, скончался у нас в Оренбурге в 1977 году 90 лет от роду. Отца Андрея Ильнульганского,
5 Справочная книжка Уфимской губернии. Уфа 1883 г. стр.360. (см.История…стр.48)
6 Сказание об иконе Казанския Божия Матери, находящейся в Вознесенской церкви, Уфимской Епархии, Стерлитамакского уезда, села Табынска. (из летописи Табынского прихода). Уфа 1909 г. (вероят. Автор прот.И.Гуменский)
7 Афонский постриженник, В 1978 году поступил на Афон иеродиаконом (Мисаил). Затем в 1987 на Афоне возведен в сан схиархимандрита, как управляющий монастыря. Ныне на покое в г.Оренбурге.
Рис. 3: схиархимандрит Серафим
(Томин)
афонский старец, скончался в 1956 году 96 лет от роду. Монахини Маргариты скончалась 1968 году 101 год от роду Енадского монастыря. Монахиня Феофания Енадского монастыря скончалась в 1984 году 107 лет от роду. От многих покойных монахинь Уфимского монастыря. И последний уход из России Табынской иконы от уст митрополита Нестора. Он сопровождал с Архиепископом Мефодием и Архиепископом Мелентием Томским при эмиграции в Китай. Много слышал от достоверных наших свидетелей о дивных чудесах. Моя родная бабушка по линии моего отца. Она видела 130 летнего старца, того который ослеп при надругании иконы Божией Матери, и он прозрел, и не оставил , следовал за иконой до конца своих дней. Ходил босый в одном подряснике, в лютые морозы.
Моя бабушка инокиня Дария его видела в 1880 году в год ее выхода замуж за моего дедушку Леонтия. Так я желаю распространить историю явления Божией Матери Табынской». Все было нами записано и неоднократно отредактировано самим о.Серафимом. Свои слова он клятвенно утверждал, свидетельствуя своею иноческою совестью. Это предание было выпущено через 3 года в 1997 году в виде «Сказания» к Акафисту8.
Мы не ставили задачу доказательства подлинности событий. Потому, что не верующим это слово все равно как «юродство есть». Наше желание обращено к самой душе верующего человека. Чтобы и она узнала все чудные и дивные дела Божией Матери, о которых было неизвестно до сих пор.
Описание чудотворной Табынской иконы
Благодаря старинным описаниям и существующим спискам мы представляем явленную Табынскую икону таким образом: Характер письма византийский, слишком темный желто-коричневый тон красок подобный древней святыни Москвы -Иверской иконы. Лик Бого
8 Акафист. Иеромон.Иоанн (Снычев). Уфа 1997 год.
матери и Богомладенца Иисуса изображены правильно, но в них видна, при необыкновенной простоте -выразительность истинно божественная. В Лике Приснодевы отражается небесное величие и вместе с тем материнское милосердие.9 Под глазами набухшие от слез круги и складочка на детском подбородке. Сын, к виску которого Она прильнула, больше похож на старца. Его Лик излучает мудрость и печаль... От левого виска Богородицы к правой скуле тянутся как слезинки шесть капелек.10 В верхнем крае имеется довольно значительный разруб, а ниже половины, в середине вставка -это те раны, которые нанесены Ей при втором явлении. Имеется углубление на лицевой стороне, так называемый ковчежец -присущ лишь древним иконам. Неправильность и мало отчетливая отделка доски -обычная особенность древнейших икон, тогда иконописцы даже нарочито старались подражать иконам святого евангелиста Луки письмом и обработкой доски. Святая икона в высоту 1.5 аршина (106.7 см.) с одной стороны, и 1.5 аршина без 0.5 вершка (104,5 см.). с другой стороны (т.е. как бы скошенная).. В ширину 1 аршин и 0.25 вершка (72,2 см.).. Надписи никакой нет, кроме обыкновенных и едва заметных слов в верхних углах иконы «МР» и «ОY», и над Спасителем «IC» и «XP». По краям на возвышениях от ковчежца видны следы металлического оклада, которым всегда была укрыта. Обычно изображаемые камни, лучезарный вид нимба и корона -элементы особо торжественной золотой ризы11, хранившейся в Оренбургском женском монастыре и одеваемой только при внесении ее в Оренбург. Повседневно же, икона укрыта серебряно-позлащенной ризой из Табынска12, без короны и с круглым нимбом .
Сначала Табынскую икону называли Казанской. Это название было не случайным и исторически пристало во время первого своего явления, когда была носима в Казань, для удостоверения архиерейской власти. Тогда кафедру занимал архиепископ Гермоген будущий патриарх прославленный в сонме святых. Он был именно тем священником, который первым взял на руки новоявленную Казанскую икону в 1572 году. Всю свою жизнь патриарх посвятил прославлению Казанской иконы, и не удивительно, что и нашу Табынскую икону он нарек Казанской, считая ее достаточно для этого
9 История Табынской иконы Божией Матери. Свящ. Н.Модестов. Оренбург 1914 год.
10 «Магнитогорский Рабочий» 19.04.1997г Е.Карелина «Загадка озера пустого».
11 См.Табынская икона на заставке.
12 История Табынской иконы Божией Матери. Свящ. Н.Модестов. Оренбург 1914 год
подобной. «Сказание» удостоверяет нас, что икону пытались оставить или в Казани или в Уфе, но Божия Матерь сама избрала удел она вновь явилась там же на камне. Может быть, поэтому в народе ее называли еще «явленной», как бы выделяя, что она много раз являлась на избранном Богоматерью месте. Сему свидетельство исторический документ13, где упомянуты два названия чудотворной иконы: «Соловарного городка новой пустыни Пречистой Богородицы явление иконы Казанския...».
Однако еще первые исследователи находили разницу в изображениях икон. И более всего выделяется древность Табынской иконы. Так наше исследование14 позволяет взглянуть глубже на иконографию Табынской иконы. Оказалось, что:
1) Табынская икона более вытянута, от чего появляются дополнительные детали апостольника Божией Матери.
2) Изображение Табынской иконы несколько смещено влево, хотя композиция всей иконы остается уравновешенной.
3) Лик Богородицы более увеличен, и более сливается с Ликом Богомладенца, чем в Казанской иконе. При этом как раз и возникает эффект упомянутый в «Сказании» большей Материнской любви.
Таким образом, Табынская икона обладает немалым количеством иконографических деталей отсутствующих в Казанском образе. Она имеет и несколько иной живописный характер. Все это, позволяет утверждать, что Табынская не является списком с Казанской иконы, а только подобна ей.
Появление Табынской иконы, возможно, было таким: В Хазарской епархии была когда-то икона Божией Матери подобного иконографического типа, и она, вероятнее всего была чудотворной. А иконы Казанская и Табынская есть списки с нее. Отсюда время появления Табынской иконы невозможно предполагать ранее X века так, как Хазарская епархия еще не была образована, но и не позднее середины XIII века, ибо нашествие монголов полностью прекратили таковую возможность из-за очередного переселения народов.
Всюду писались копии Табынской иконы. В каждом храме такая копия почиталась особой любовью прихожан, являясь одной из главных святынь. Такие иконы находятся в Покровском кафедральном соборе города Самары, Никольском кафедральном соборе города
13 РГДА Ф1173.Д.1200. Л.5-7.
14 газета «Табынь» №1, 2001 г.
Оренбурга и многих других городах и селах.
С появлением же литографического дела, в Санкт-Петербурге, была издана массовым тиражом Табынская икона. И сейчас (не смотря на то, что прошло более 100 лет) почти в каждом доме имеется такая наклеенная на дощечку небольшая литография Табынской иконы, где имеются и подпись издателя, и год, напримеру: «Хромолитография 1893 год. г.С.Петербург». Нам доводилось встречать издание Табынской иконы в нескольких форматах, что позволяет считать издание многочисленным.
Однако, технология многотиражной печати тех времен, сильно страдала качеством, так как печатные формы производились вручную, мастер гравер изготавливал для каждого цвета отдельную пластинку. При этом способе печати цветоделение являлось областью высокого мастерства и искусства. Поэтому искажения, типичные для хромолитографии, проявляются практически во всех изданиях популярных икон: некоторая угловатость рисунка, грубые полутона. Это не позволяет ни в какой степени судить нам об оригинале. Поэтому, мы не принимали в расчет их для восстановления подлинного вида Табынской иконы. К тому же, после сопоставления размеров оказалось, что литографии в большинстве своем непропорциональны оригиналу.
А вот, рукописные копии, все очень походят друг на друга. Чувствуется бережность в передаче изображения. Видны старания верующей души, дабы не упустить даже самой маленькой детали чудотворной иконы. Конечно, мастерство иконописцев было различным, но эти иконы все-таки больше похожи друг на друга, а значит и на оригинал. При этом, замечается тенденция во времени: Старинные списки, копируют икону без украшений и оклада. А списки более позднего времени, уже изображают икону с окладом: нимб с лучами, и с цветными камнями.
Вот, например описание иконы оставленной атаманом Дутовым в станице Краснинской: «Темное, в средневековой манере -плоскостно написанное лицо Матери. Но есть нечто, что переворачивает душу, заставляет содрогнуться от горя, застывшего во взгляде. Всего две детали: набухшие от слез круги под глазами (рука не поднимается написать «мешки») и складочка на круглом детском подбородке. Сын, к виску которого Она прильнула, больше похож не на младенца, а на старца. Его лицо излучает мудрость и печаль. Будто Они оба -Мать и Сын знают, что с ними случится и что доведется пережить. Одежды не прописаны, их составляют складки белой парчи. Икона усыпана уральскими самоцветами... Рассказывают, что из-под венца раньше выглядывала голубка (по преданию, она первой появилась на источнике, предупреждая людей о явлении иконы). Вся икона заключена в узорчатую резную деревянную раму. И еще одна удивительная деталь. Если внимательно присмотреться, то замечаешь, как от левого виска Богородицы к правой скуле тянутся как слезинки шесть капелек. Что это? Трещинки в дереве, дефекты изображения, ведь иконе много лет» .15 Мы не смогли получить фотографии этой иконы, да и вряд ли можно все это разглядеть на обычном снимке. Откуда такая икона у атамана?
Более поздние списки точнее было бы назвать копиями, поскольку такое слово само допускает в себе большую произвольность воспроизведения. Имея эту тенденцию, можно предполагать и в обратном порядке что, возможно, были и сугубые списки, повторяющие даже раны явленной иконы. Как, например в Верхнеуральске «...доска, как бы немного скошенная. Верхнеуральская копия повторяет эту особенность» .16
В этом отношении очень интересен один из древних списков Табынской иконы находящийся в Уфе. Сама икона очень темна, вся написана в очень темном коричневом цвете. И это не тень веков, хотя датируется икона 18 веком. Возможно, так выглядит и оригинал. Икона изображена очень просто, без излишеств. Отсутствуют камни. А нимб изображен все-таки с лучами и с короной, как обычно изображается Табынская икона. Лик хотя и очень темен, но черты все-таки проступают. Божия Матерь смотрит горизонтально влево, мимо Спасителя. Края апостольника украшены ярко белым бисером. И четкая надпись: «Коп. Чуд. Табынской иконы Божией Матери» написана довольно небрежно, не в стиле и вероятно добавлена позже.
Конечно видение иконы каждого иконописца сугубо личное. Но, несомненно, имеется возможность восстановить подлинный вид «явленной» святыни, если тщательно проработать иконографию Лика, по таким вот древним спискам. Надеемся, что найдутся таковые подвижники, желающие создать бесспорную копию «явленной» иконы. Ведь неизвестно, совершится ли четвертое обретение Табынской иконы.
15 «Магнитогорский Рабочий» 19.04.1997г Е.Карелина «Загадка озера пустого».
16 «Магнитогорский Рабочий» №? 1997 год. Е.Карелина «Девятая Пятница».
Древнейшая история Табынского края
Первое чудесное явление Табынской иконы нужно рассматривать нераздельно от истории Табынского края. Божия Матерь не случайно избрала Себе этот удел. И видимо, виноваты не только «Красоты природы», как это подчеркивается в «Сказании», но очевидно есть особый Божественный Промысл. Согласно преданию это станет известным лишь, когда наступят последние времена. Табынской иконе в конце мира надлежит сыграть особую всемирную роль. Именно поэтому в акафисте будущий митрополит Санкт-Петербургский Иоанн, многими верующими почитаемый как святой старец, написал «Радуйся, Похвало Табынская и всего мира Надеждо и Утешение»...
Долгое время в этих местах проживали венгры. Еще Г.Рычков17 отмечал что, судя по найденным археологическим памятникам и другим признакам, у них были свои города и села, и даже заводы. Находили во множестве серпы лопаты из меди, а также и горны для плавки ее. Люди жили знакомые с искусствами и науками стран Греческой империи. Известно также, что эта страна называлась Великой Венгрией, и они довольно долго сдерживали Татаро-монгольское нашествие: "…Оттуда они (монголы) воротились в Великую Венгрию, из которой происходят наши венгры, и нападали на них 14 лет, а на 15-й год завладели ими, как нам сообщали словесно сами язычники-венгры...".18 В Башкирии и сейчас сильно распространены венгерские названия гор и особенно рек: Юрмаш, Нугуш и пр. По всей вероятности Монголы не пощадили весь народ, за такое героическое сопротивление. Поэтому венгров на Урале почти не осталось, лишь одна-две деревни. На освободившиеся территории переместились башкирские племена из низовий рек Амударьи и Сырдарьи.
Башкирское племя «Табын», давшее некогда название нашему селу, появилось на Урале во времена Чингиз-хана. Родоначальник табынцев Майки-бий был назначен Чингиз-ханом как наместник Башкирии. И он со всем родом перебрался с Алтайских гор в верховья рек Миасс и Тобол. Но когда произошел распад Золотой Орды, начались усобицы между ханами-шейбанидами за власть в Сибирском
17 «Сказание». Уфа 1909г.
18 За землю русскую. (Литературные памятники, Свидетельства очевидцев, труды историков) Москва. Изд. Молодая Гвардия 1983 год. Стр. 403. "письмо венгерского монаха-миссионера Юлиана" (1235-1237гг. и 1237-1238гг.)
ханстве. Табынский род попал в разряд гонимых, и, перевалив через Уральский хребет, принял подданство Ногайской Орды.19
Прошло не более сотни лет и вот, 2 октября 1552 года Казань пала. Через 2 года осенью в 1554 году «…большой полк И.В.Шереметева и А.А.Салтыкова, сторожевой полк А.М.Курбского и М.Вороного ходили вверх по Каме на 250 вёрст до башкирских земель…». Только дружине Курбского пришлось выдержать 20 сражений.20 В состав Российского государства тогда влилось множество народов Поволжья и Урала.
В 1555 г. по указу царя Иоанна Грозного учреждена Казанская епархия. Игумен Тверского Селижарова монастыря Гурий (Руготин) был назначен первым Казанским архиепископом. И отправился в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом, имея наказную память: «в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников».21
В 1556 году вождь табынцев Курпяс-бий ездил к «Белому царю» (Ивану Грозному) и к Росси добровольно, среди прочих присоединяется род Табын. Как только Урал и Приуралье оказались под единой властью, и прекратились военные действия, сюда хлынул поток русских крестьян. В это же время ряд монастырей — Свияжский Рождественский, Казанский Седмиозёрный, Савво-Сторожевский и другие получали земли по рекам Белая и Кама с богатейшими рыболовными «уловами», а также «сенными покосами»и«хмелевым щипанием». Получили также «на оброк из казны» Костромской, Богоявленский, ТроицеСергиев монастыри, московские купцы И.Симоновский, Т.Гурьев, А.Яковлев, В.Тимофеев, казанский купец Огородников. Но особенно выделялся Звенигородский Савво-Сторожевский монастырь, во владении которого находились 62 озера, 21 речка, 16 родников. Ему же приписывается легендой основание Вознесенской пустыни.
Однако Ногайская и Сибирская орда все еще имели влияние на башкир. На них часто делали набеги ногайские орды, имевшие на службе воинов из самих же башкир, но оставшихся верными Ногайскому хану. И вот по «челобитной» всего башкирского народа в 1574 году отряд казанских стрельцов под командованием Ивана Гри
19 Очерки истории Табынского края. В.Н.Курмаев. Уфа 1994.
20 История Николо-Берёзовки. М.И.Роднов, О.В.Васильева. Уфа 1997 год.
21 История Казанской епархии. А.В.Журавский.
горьевича Нагого построил острог в устье реки Уфы.22 Тогда же, как повествует легенда, сразу после основания Уфы, послал Иван Нагой вверх по Белой экспедицию казаков в таинственную страну -так называемый Кара-Табынский ряд. Примерно в 90 верстах от Уфы казаки наткнулись на странный приток Белой с солоноватой и тяжелой
Рис. 4: Схема расположения первой Табынской крепости 1574 года.
водой. Они назвали приток Коренным. Поднявшись по нему верст на пятнадцать, казаки нашли соленые ключи. Выше них вода в речке Коренной была пресной. Вернувшись в Уфу с бочонком воды из этих ключей, они доложили воеводе примерно так: «...рассол там выбивает из родников так, что можно черпать ведрами, а вкус воды соленый, а частью горький, а запах несколько вонючий; ключи бегут там, где растет большой березовый лес, которого хватит надолго, если варить там соль».23
У горы Воскресенки в период от 1574 по 1586 вероятнее всего действительно был построен Табынский острог (крепость на Белой Воложке). Необходимость скорейшего возведения Табынского острога диктовалось тем, что здесь проходила дорога через Урал в Сибирь. И именно на горе Воскресенке стояла ногайская крепость. Необходимо было с одной стороны, разрушить ногайскую крепость, а с другой – своевременно извещать Уфу о возможном нападении сибирцев и калмык. В переписке с царем Федором от 1586 года ногайский хан Урус возмущался, угрожая войной:
22 История Уфы. Ганеева Р.Г., Болтушкина В.В., Кузеева Р.Г. Уфа 1981 г.
23 13 Счастливых дорог. М.Чванов. Уфа 1973 год.
«…ты на четырех местах хочешь городы ставити: на Уфе ( основание острога в 1574 году), на Увеке (построена крепость Саратов в 1590г.) да на Самаре (построена крепость в 1586г.) да на Белой Воложке (река Белая острог Табынск 1574г.). А теми месты твои деды и отцы владели ли? Поставили же городы для лиха и не дружбы…впред не быти…».
Посольский же приказ отвечал: «…что город на Уфе, на Белой Воложке велено ныне поставить для защиты от сибирского царя Кучюма…».24
Место расположения первого Табынского городка известно довольно точно. В 5 км от современного Табынска, перед горой Воскресенкой поднимается Ольшанский бугор. Перед тем как оборваться в глубокий овраг, по дну которого течет речка Воскресенка, находился этот городок. Сейчас все здесь распахано при строительстве дорожной насыпи, но мы имеем довольно детальное описание С.Р. Минцлова:
«Он был невелик. По краю оврага, примыкающему к нему с северо-востока, затем со стороны поля с юго-востока и с северо-запада длина валов по 95 арш. (~70м), и только сторона, глядящая на нынешнее Табынское, имеет 84 арш. (~60 м). В середине последней хорошо заметен прорез ворот. На восточном, южном и западном углах видны квадратные площадки башен, обстреливавших продольно рвы; с северной стороны башни не было; на это указывает ров, не упирающийся, как в других углах, в площадку, а спущенный прямо в овраг…».
Вершину Воскресенской горы занимала в старину ногайская крепость. Табынск был значительно ниже за оврагом, и русским приходилось много терпеть от стрел ногайцев. Взята она была обходом по оврагу после долгого и упорного боя.
Со стороны противоположной оврагу, гора значительно покате, и почти три четверти высоты ее залило теперь зеленое море ржи. Но и с той стороны брать ее было трудно: вся верхняя часть ее опоясана тремя ярусами валов и рвов, снабженных, несомненно, в те времена еще и частоколом».25
Вознесенская пустынь
Не добившись от России никаких уступок, хан Урус совместно с
24 Хрестоматия по истории Башкортостана.Ч1. Уфа 1996 год.
25 Уфа. Дебри Жизни. Минцлов С.М. Уфа 1992г.
Кучумом сделал таки набег на Табынский городок и разрушил Вознесенскую пустынь. Что известно нам из указа Федора Иоанновича от 1586 года:
«А того ради царь и великий князь Федор Иоаннович всея Русии самодержец указал тебе старцу Ионе, не могшав ехати в Уфимский уезд, в Вознесенскую пустынь Ногайской дороги, что башкирцами сожжена, а братия разсеяна..., а того ради тебе старцу Ионе, будучи в той пустыне Вознесенской, всякое церковное имущество, утварь, какая если осталась или разграблена башкирцами, равно колокола все то переписати, а также какое есть строение, келий и службы также переписати и где были тому монастырю нами Великим государем, жалованы, а на те земли Вознесенской пустыни наши грамоты утеряны, те земли переписати же со тщанием и нам о всем том Великому Государю царю всея Русии и самодержцу сказку за твоим и строителя черного попа подписом подать на Москве в патриарш приказ».26
Необходимо пояснить, что пустыни в России стали развиваться еще с XIV в. а в XV в. превзошли по численности обычные монастыри более чем вдвое. Они имели более самобытное происхождение, основывались великими подвижниками, которые, отрекшись от мира, уходили в совершенную пустыню, лишенную человеческого жилища. Сами изыскивали средства для построения и содержания своего пустынного монастыря. Монахи расчищали лес, разводили огороды, пахали, косили, как и крестьяне.
Пустынный монастырь привлекал к себе этим. Он воспитывал особое настроение, настоящее братство. В безмолвном уединении монахи могли стяжать великие дары Духа Святого. Известно множество святых прославившихся именно таким подвигом отречения от мира – пустынно жительства. В древнерусском понимании пустынный монастырь признавался совершеннейшей формой монашества, основание такого монастыря было высшим подвигом инока. «Пустынь» означало великое уважение, и не даром, куда шли такие монахи, туда же направлялось и крестьянское население.
На первых порах, когда устраивался монастырь, братия вела усиленно трудовую жизнь, терпела «монастырскую страду». По задачам иночества монахи должны были питаться от своих трудов, а не жить подаяниями.
26 Текст указа взят из «Сказания», а оригинал ныне не обретается. Само «Сказание» дает ссылку на «Уфимские губернские ведомости» №40 1868г.,где автор Р.Игнатьев ссылается на архив Уфимской палаты уголовного и гражданского суда.
В пустынях существовали «службы», как упомянуто в указе «…и службы также переписати…». Которые наряду с обычными работами, как то «сенные покосы», «рыбные ловли», «пашни» и проч. Включали в себя и особые, в случае Вознесенской пустыни -«солеварение». Все, что было создано основателем монастыря – строителем, бережно сохранялось также как святое предание. И в последствии становилось частью монастырского устава. От сего в каждом монастыре устав имел несколько индивидуальный характер. Это касалось как служб, так и молитв. Особое значение имело название пустыни. А случаев переименования практически не встречается.27
Образование Вознесенской пустыни произошло не ранее 1584 года, поскольку из указа видно, что первые пожалования были сделаны самим царем Федором. Пустынь, как это и положено находилась на пожалованных землях вне стен Табынского острожка в долине речки Чесноковки, около современной деревни Белый Камень (раньше называемой Попов Камень) в 3-4 км к западу от соленых ключей. Место это довольно точно известно: «…в близи от пролегавшей здесь в старину прямой дороги из Табынска к соляным ключам, по которой возили соль на Жегулеву пристань…». Здесь была Монастырская поляна. На краю, которой высится покатый холм, и здесь же она обрывается высоким берегом речки Чесноковки. Тут обнаруживаются фрагменты старинной керамики, свидетельствовавшей о существовании русского поселения.28
Интересно и то, что некий старец Иона упоминается на реке Каме: «В копии писцовой книги 1596г., составленной на земли жителей Ново-Никольской слободы (город Оса) и хранящейся в церкви с.Берёзовки, упоминается, что здесь в двух верстах стоит часовня чёрного попа священноинока Ионы Пошехонца и старца Арсения Meзенца и что строят они здесь монастырь в честь Преображения Господня и св. Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев».29 Возможно, что именно его отправлял царь для помощи в Вознесенскую пустынь, и видимо после этого решил основ

назад к списку новостей